Мнения

20.08.2014 : 15.27

Невозможное возможно. Доказано Владимиром Мацаковым и его командой

Друзья, в Калмыкии происходят удивительные вещи. Это только начало, но, уверен, тенденция продолжится. Я о Владимире Мацакове и его сторонниках.

Когда несколько недель назад на этапе выдвижения кандидатов на должность главы Калмыкии все с удивлением узнали о том, что баллотироваться решил далекий от политики предприниматель, практически все мои знакомые были единодушны: «Зачем ему это надо?», «Его мало кто знает. Не пройдет муниципальный фильтр, депутаты за него не впишутся», «Теперь его бизнесу будет туго». Честно говоря, примерно такие же мысли возникали и у меня. Однако время показало, что харизма этого человека, результаты его деятельности оказались настолько позитивными и притягательными, что этот «другого поля ягода», серьезный предприниматель с устоявшимся бизнесом Мацаков сумел, не прибегая к помощи административного ресурса, собрать необходимое количество подписей депутатов для прохождения муниципального фильтра (!).

Пару слов об этом муниципальном фильтре. Согласно федеральному законодательству теперь кандидату, баллотирующемуся на пост руководителя региона, губернатора, необходимо предварительно собрать подписи муниципальных депутатов. По версии республиканского закона – 9%. В федеральном законе не делят депутатов на районных, городских и сельских. Но в Калмыкии к федеральному требованию добавили свою, так сказать, «изюминку»: депутатов сельских муниципальных образований и районных (городских) разделили, и калмыцким кандидатам нужно было соблюсти пропорцию: в общем количестве депутатских подписей не менее 9% должно было быть именно от районных и городских. При этом должна соблюдаться норма территориального представительства, т.е. нельзя собирать подписи депутатов только в одном-двух районах, обязательно представительство депутатского корпуса практически со всей республики.

Все мы с вами знаем, что депутатами у нас становятся люди, по тем или иным причинам заведомо послушные решению власть предержащих. Зачастую это бюджетники, служащие муниципалитетов, руководители подведомственных предприятий, организаций или их супруги, родственники, друзья. Происходят иногда сбои в сложившейся выборной системе, когда в сельские (районные), городские собрания избираются независимые кандидаты. Но это исключения из сложившегося правила. В условиях почти тотального контроля со стороны исполнительной власти над депутатским корпусом прохождение муниципального фильтра независимым кандидатом становится практически невозможным. Неужели у нас найдется сотня смелых депутатов, которые отдадут голоса не в пользу действующего главы и удобных его администрации «альтернативных» кандидатов?

Этому не верило большинство здравомыслящих людей, к которым причислял и себя. Все это идеализм и фантазии, думали мы, трезво оценивая ситуацию. К счастью, мы ошиблись. Скажу честно, никогда так не радовался ошибкам. И дело не столько в действующей власти или лично Владимире Мацакове, а в том, что ростки гражданского самосознания появились в нашей родной Калмыкии. И не где-то среди малочисленной оппозиции, а в самой что ни на есть власти, пусть пока только на муниципальном уровне. Люди хотят позитивных перемен, хотят смены аморфного и потому малопонятного курса республиканских властей, хотят жить и работать в Калмыкии, а не уезжать в поисках лучшей доли в Москву или за границу. И, самое главное, люди готовы защищать свое право на собственную точку зрения.

Как оказалось, это только половина сложного и извилистого пути независимого кандидата. Владимир Мацаков сдал в избирком республики 110 подписей муниципальных депутатов, 9 из них избирком не признал под предлогом того, что ранее эти депутаты уже подписались за других кандидатов. (Оказалось, что действующая власть подстраховалась: как только стало известно о проведении досрочных выборов главы РК, однако задолго до выдвижения кандидатов, с запасом были собраны подписи депутатов в пользу действующего главы и удобных кандидатов, дабы создать видимость демократических выборов). При этом избирком не захотел принять во внимание тот факт, что эти девять депутатов подали заявления об отзыве первой подписи ввиду незаконности процедуры сбора: законом прямо запрещается собирать подписи депутатов представителями исполнительной власти, проводить сбор подписей в помещениях органов власти, оказывать давление на депутатов всех уровней. Процедура была нарушена, но избирком заявления девяти депутатов проигнорировал и отказал Владимиру Мацакову в регистрации.

Мацаков как целеустремленный, упорный человек опротестовал решение в суде, а вместе с ним подали заявления в суд и все девять депутатов! Это прецедент в современной истории Калмыкии, в истории избирательного процесса, в политической сфере. Это явное свидетельство того, что в Калмыкии появился новый лидер. Люди, еще вчера ничего не знавшие о Владимире Мацакове, сегодня готовы сражаться вместе с ним и за него. И власть, сама того не желая, все для этого сделала.

Чиновники своими действиями по усложнению прохождения муниципального фильтра создали, сами того не ведая, еще один важный прецедент в политической истории республики. Фактически они создали самые благоприятные условия для объединения всех оппозиционных сил в республике. То, что никогда бы не сумели, в силу своих амбиций и полярности мнений, сделать оппозиционеры, своими руками сделали неуклюжие умельцы аппаратных и подковерных игр. Пытаясь создать все условия для сохранения себя во власти, получили прямо противоположный результат: буквально «организовали» нового лидера!

Про остальных кандидатов, создающих массовку и видимость альтернативы, не пишу, т.к. ясно, что их шансы стать главой республики при любом раскладе приближены к нулю. Я даже не могу представить, что должно произойти, чтобы кто-то из них стал руководителем республики, по крайней мере, на этих выборах. При этом отношусь к их выдвижению с уважением, лично знаю Хонгора Марилова, талантливого молодого человека, у которого, думаю, все еще впереди.

А Владимир Мацаков, по сути, уже выиграл, уже победил. Он – лидер, сумевший сделать то, что не сумела сделать ни одна из действующих в республике серьезных политических групп. Что-то подсказывает мне, что республике грядут перемены. И они будут позитивными, если уж в политике появились какие-то моральные, нравственные начала. И это здорово.

Басан Захаров

Назад